Экскурсии

История и культура

Иордания – страна с богатой историей. С начала зарождения цивилизации, Иордания играла важную роль в торговых отношениях между востоком и западом, благодаря ключевому географическому положению на пересечении торговых путей, идущих из Европы, Азии и Африки. Здесь были образованы некоторые из первых человеческих поселений, и до сих пор на территории находят следы многих великих мировых цивилизаций.

Иордания имела большое значение в римский, библейский, ранний мусульманский периоды и во времена крестоносцев. С первой минуты пребывания в стране ощущается дух прошлого. Буквально на каждом шагу встречаются следы древнейших цивилизаций, которые были преданы забвению и остались только в учебниках истории. Здесь они по-прежнему существуют, запечатленные в каждом камне Королевства и в душах людей, живущих здесь сегодня.

Иордания – страна с уникальной культурой. Ее достопримечательности многолики и разнообразны: от древнего набатейского города Петры, чудес Мертвого моря, долины реки Иордан, красот Красного моря и равнин пустыни Вади-Рам до великолепных отелей, торговых центров и художественных галерей современного Аммана.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Джераш (Гераса)

Джераш – город, расположенный в часе езды от столицы Иордании, занесен в список мирового наследия ЮНЕСКО и считается лучшим из сохранившихся городов ранней римской эпохи. В пустынях Северной Африки и Ближнего Востока находится много римских городов-призраков, когда-то блистательных, затем порушенных землетрясениями или оставленных жителями, а впоследствии ставших привалами для бедуинов. Такой была и Гераса, на месте которой вырос маленький городок Джераш. Путешествие по Джерашу дает уникальную возможность оценить подлинный масштаб древнего города.

Осмотреть Герасу можно за день, но есть и короткий экскурсионный маршрут, рассчитанный на 2 – 3 часа, с осмотром основных достопримечательностей. От Ворот Адриана к Овальной площади – подъем к храму Зевса и Южному театру (откуда открывается замечательный вид на Овальную площадь), затем – путь по Кардо, с осмотром Нимфейона, до Южного тетрапилона и Южного театра – далее по верхней террасе с осмотром храма Артемиды и Собора – и выход на Овальную площадь. Гераса красива в любое время дня, но особенно хороша в свете послеполуденного солнца, когда колонны, рельефные детали архитектуры обретают объем, мрамор окрашивается в теплые цвета, и в этом свете «оживают» древние стены.

Замки в пустыне

Особенностью, присущей раннеисламским династиям, является строительство грандиозных замков в пустыне, которые выполняли самые разные функции. Они могли быть дворцовыми резиденциями халифов с придворными слободами, небольшими охотничьими домиками и эрмитажами; путевыми дворцами, демонстрировавшими власть халифа над племенными вождями; просто крепостями. Замки замечательны сами по себе, но для истории архитектуры они ценны еще и потому, что городской светской архитектуры раннеисламского времени в других странах практически не сохранилось.

Главные омейядские замки Иордании – Мушатта, Харана, Амра, Халлабат – можно посмотреть за один день, проехав по кольцевому маршруту Амман – Азрак – Амман.

Вифания за Иорданом – место крещения Христа

Главным паломническим местом для христиан всего мира в Иордании является Вифания за рекой Иордан, или аль-Махтас (место Крещения), близ которого вознесся на огненной колеснице пророк Илия, проповедовал Иоанн Предтеча, был крещен им Иисус Христос, в I в. подвизалась Мария Египетская и многие другие святые.

От входа на территорию исторического заповедника пешеходный путь ведет к самому месту Крещения, над которым в V – VI вв. была поставлена арка, отмечающая Святое место. На холме над ним была возведена базилика Иоанна Крестителя, трижды перестраивавшаяся (сейчас деревянный навес защищает это место, где сохранились незначительные фрагменты мозаических полов, капители колонн).

Мадаба

История Мадабы, расположенной в 30 км к юго-западу от Аммана, уходит в глубокую древность. Под именами Медва и Медаба город упоминается в Ветхом Завете. Сейчас Мадаба – живой и бойкий город, с большим количеством сувенирных магазинчиков. Вся жизнь города связана с туристами, которых привлекает сюда множество христианских церквей с мозаиками.

Мемориал Моисея на горе Небо (Нево)

В 7 км к западу от Мадабы, близ деревни Фейсалийя, расположена гора Нево (Небо), поднимающаяся на 817 м над Трансиорданской и Иорданской долинами; другие ее вершины достигают высоты 700 м.

Гора Небо представляет собой точку, позволяющую увидеть всю Святую землю, будто с высоты птичьего полета. На юге открывается панорама Мертвого моря и Иудейской пустыни; на востоке – холмов Салта, Ирак аль-Амира и холмов вокруг Аммана; на западе – Иорданской долины с Иудейскими горами и горами Самарии. В ясную погоду видны Вифлеем и Иродион – крепость Ирода, башни Иерусалима с Масличной горой, Кумранская долина, оазис Иерихона, плато Хесбан и гора Мушакар.

В Ветхом Завете Нево упоминается как гора Фасга. Здесь, согласно Книге Второзакония, Моисей провел свои последние дни, и здесь же пророку было даровано Богом увидеть Землю обетованную, ступить на которую ему было не суждено. Место прозрения Моисея сейчас символически отмечает крест из металлических трубок, напоминающий жезл пророка, увитый змеем.

Аль-Карак

Небольшой город аль-Карак (или Керак) – один из главных пунктов на King’s Highway; расположен на плато, возвышающемся на 300 – 400 м над окружающей территорией.

Здесь находится одно из самых привлекательных для путешественников мест в Иордании – замок крестоносцев Крак де Моав (Моавитский замок), или Камень Пустыни (Crak des Moabites, Le Pierre du Desert).

Поселение и, возможно, крепость на месте современного Карака возникли вскоре после исхода евреев из Египта. В Ветхом Завете Карак упоминается как Кир. С Киром-Караком напрямую связана история царства Моава.

Возведение крепости крестоносцев начал в 1142 г. Пайен де Мильи (Пайен ле Бутейлер), Замок, поставленный на руинах моавитской, а затем – набатейской и римской крепости получил название Крак де Моав (Crac des Moabites), что в переводе означает «крепость моавитян»,— библейские ассоциации были очень важны для крестоносцев.

Петра

Главный туристический объект на юге Иордании и во всей стране – высеченный в скале древний город Петра, священный центр религии набатеев и столица их царства. Здесь до настоящего времени, почти нетронутые временем и людьми, стоят сотни великолепных гробниц, храмы и святилища набатейских богов, христианские церкви. Посещение Петры оставит незабываемые впечатления: поражает удивительная сохранность древнего города, высочайшее качество его архитектуры и необычайная фантастичность пейзажа. Эта самая известная достопримечательность страны находится в 262 км от Аммана и 133 км от Акабы, в долине Вади-Муса (Долина Моисея).

Первое историческое упоминание Петры содержится в Ветхом Завете в истории исхода евреев из Египта и их 40-летнего странствия по пустыне. Когда евреи достигли границы Эдома, Моисей здесь высек воду из скалы, – отсюда название источников Айн Муса («Источник Моисея») и маленького городка Вади-Муса. Царь Эдома не позволил евреям пройти через свою страну, но до того, как они покинули его земли, умер брат Моисея пророк Аарон. Его похоронили в пределах Эдома на горе Ор (сейчас Джабаль-Харун, т.е. Гора Аарона) близь Петры.

В I в. до н.э. – I в. н.э. Петра была в зените славы. Население города составляло около 30 тысяч человек. Это был богатый, плотно населенный город с большим количеством зданий и роскошными виллами.

Европейскую славу Петра приобрела после того, как ее зарисовали два художника: в 1826 г. Леон де Лаборд, в 1839 г. – Дэвид Робертс. Гравюры Лаборда романтичны и не во всем точны, рисунки и акварели Робертса необычайно качественны и даже сейчас служат археологам и реставраторам подспорьем в работе, т.к. отличаются скрупулезными деталями и топографической точностью. Во 2-й половине XIX в. в Петру потянулись первые паломники от искусства, обычно направлявшиеся сюда из Иерусалима.

Первое научное исследование Петры было сделано в 1898 г. Эта честь принадлежит русскому историку архитектуры Брунову (его нумерация гробниц используется до сих пор). В 1925 г. была сделана первая точная карта Петры. В 1920-е гг. в Петру начали направляться туристические группы, но подлинного размаха туризм достиг здесь в последней четверти XX в. Для сохранения Петры и развития туризма правительство Иордании организовало в 1980-е гг. переселение местного племени бедуинов в специально построенную неподалеку деревню Умм Сайхун и в городок Вади-Муса.

Путешествие в Петру – одно из самых простых и одновременно самых сложных. Его легкость в том, что квинтэссенция – дорога по Сику к Хазнэ, красивейшей гробнице города, осмотр центральной части Петры с театром, улицей с колоннадами, воротами Теменоса, руинами Великого храма и Храма Крылатых львов, царскими гробницами – находится в начале пути, который можно совершить за несколько часов (что и делают обычно туристы, прибывающие сюда с египетских курортов на Красном море или из иорданской Акабы). Более любознательные добираются вверх по лестнице к Дейру, но обычно даже Дейр остается за границами классической экскурсии в Петру. За эти 3 часа, конечно, можно получить сильнейшее впечатление от великой Древности, совершенства Искусства, прикоснуться ко Времени. Однако для настоящего ценителя этих часов недостаточно. На территории Петры, включенной в состав всемирного наследия ЮНЕСКО, находится более 800 экскурсионных объектов. Осмотреть всю Петру внимательно, подробно и даже неторопливо можно за 3 дня; очень хорошо и вполне исчерпывающе – за 2 дня; достаточно подробно, пропустив какие-то не самые важные памятники, – за один целый день.

Вади-Рам

Поездка в пустыню Вади-Рам (иногда – Вади-Рум) – обязательный пункт программы путешествия по Иордании. Своей славой это место обязано фантастическим лунным пейзажам, дарящим чувство пребывания вне времени, вне современности. Обычно поездка организуется из Петры или Акабы всего на несколько часов, но мы рекомендуем совершить более подробное путешествие и остановиться на ночь в бедуинской гостинице. Именно так можно понять специфический колорит мира пустыни, кочевья, природной жизни.

Поражают воображение туристов скальные рисунки на склонах Джабаль-Рум, Джабаль-Умм Ишрин, Джабаль-Файшийа, Джабаль-Умм Сабата, у ат-Риски, в 8 км к югу от деревни Рум, у высеченного в скале набатейского источника Айн Катар.