Гаага

Хотя Гаага имеет множество названий (с особым звучанием практически во всех языках), ее официальным именем является Gravenhage, но голландцы предпочитают сокращенное Den Haag.

Под названием Die Haghe город упомянут в документе 1242 г. со значением "территория графской охоты"; действительно, графы Голландские имели охотничий павильон в лесах, расстилавшихся вокруг города. Это первое сооружение было затем перестроено в замок Вильгельмом II Голландским, который, будучи избран в 1247 г. королем Священной Римской империи германской нации, возжелал построить резиденцию, достойную его высокого титула. Замок был расширен при его сыне - Флорисе V, одновременно с резиденцией расширилась и городская территория. В XIV в. Альберт Баварский, правитель Голландии, переводит сюда свой двор; с тех пор замок становится официальной резиденцией статхаудера, и в новом городе сосредотачиваются функции правительства.

В 1586 г. здесь произошло собрание Генеральных штатов Нидерландских провинций, восставших против испанских захватчиков. Но как ни странно, несмотря на столь значительные события, все самые важные права были признаны за Гаагой лишь при Луи Бонапарте (которого посадил на голландский престол его брат Наполеон I), независимо от того, где находилась королевская резиденция - в Утрехте или в Амстердаме. С восшествием на трон Оранских Гаага обрела свой дипломатический статус и стала местом созыва международных конференций в 1899, 1907, 1929 и 1930 гг.

В наши дни Гаага является местопребыванием важнейших международных организаций, она практически сливается с пригородом Схевенингеном и выходит к морю. Это еще более усиливает необычное очарование города, с одной стороны современного, с другой стороны, старинного и аристократического, почти города-сада благодаря обилию общественных и частных парков, украшающих его.

Знакомство с Гаагой оставляет незабываемое впечатление: от разнообразия и богатства ее исторических памятников, характерных укромных уголков, от ее достопримечательностей. Грандиозный архитектурный ансамбль старинного дворца - резиденции статхаудера - сегодня преобразован в ряд живописных площадей в центре города. Над Бинненхо-фом (внутренним двором) доминирует фасад Ридерзала, или Зала рыцарей, - один из прекраснейших образцов готической архитектуры города. Здание, построенное в 1280 г. при Флорисе V, выделяется своим величественным треугольным фасадом, обрамленным цилиндрическими башнями и прорезанным простыми, парными и круглыми окнами. Интерьер представляет собой единый зал с деревянным балочным потолком. Именно здесь ежегодно в третий вторник сентября, называемый Принсесдах, королева торжественно открывает новую сессию Парламента, произнося коронационную речь. Королева приезжает сюда в позолоченной карете, запряженной восьмеркой лошадей с эскортом отрядов разных родов войск, "грумов" и пехотинцев в ливреях дома Оранских. Церемония торжественна и полна достоинства, но в то же время очень скромна.

Любовь, которую династия Оранских сумела завоевать у голландского народа, в течение веков осталась неизменной. Если Бинн енхоф означает "внутренний двор", Бау-тенхоф значит "внешний двор". Эта большая оживленная площадь в центре города, действительно, в старину была внешним двором Бинненхофа. Сегодня здесь есть все, что нужно туристу, впервые приехавшему в Гаагу: банки, большие магазины, знаменитые рестораны. Здесь же находятся Хевангенпорт - древние входные ворота в Бинненхоф, изначально построенные из дерева (XIII в.), затем перестроенные в тюрьму. В настоящее время здесь размещен небольшой музей пыток со специальными устройствами и инструментами ушедших жестоких времен. Именно в эту тюрьму был заключен Корнелис де Витт, несправедливо осужденный за участие в заговоре, приведшем к убийству принца Оранского. Брата Корнелиса - Яна де Витта, важного государственного деятеля, премьер-министра, пришедшего в тюрьму, чтобы освободить Корнелиса, постигла та же участь: оба были жестоко убиты толпой, обезумевшей от ярости и гнева.

Сегодня статуя Яна де Витта украшает Плаац - обширную площадь, образовавшуюся после сноса старых домов и окруженную модными магазинами. Гордостью и славой города, его самой главной достопримечательностью является Вайвер - водное зеркало, в котором отражаются прекрасные памятники Гааги. Самый значительный из них - Морицхаус, изящный дворец в стиле ренессанс, где несмотря на его скромные размеры размещается одна из самых замечательных мировых коллекций живописи. Идея создания этого дворца принадлежала генералу Иоанну Морицу Нас-саускому, правителю Бразилии. Оно было построено в 1633-1644 гг. Питером Постом по проекту Якоба ван Кампена. По замыслу последнего здание должно было стать образцом строгого изящества при соблюдении точных пропорций двух этажей и простоты итальянского стиля. Собрание живописи Морицхауса очень древнее, оно включает личное собрание статхаудеров Голландии и коллекции членов семейства Оранских. В немногочисленных залах собрано множество шедевров: лучшие произведения Рембрандта ("Урок анатомии доктора Тульпа", "Гомер", четыре "Автопортрета"), Вермеера ('Вид Делфта"), Яна Стеена ("Любительница устриц") занимают не более десяти залов, представляя золотой век голландской живописи. Осматривая этот поистине скромный дворец, приютивший столь выдающуюся коллекцию, начинаешь понимать, что главное достоинство голландцев - простота, и она определяет все разнообразие их творений как частного характера, так и общественного. И, действительно, не ожидаешь увидеть королевский дворец, в котором так мало "королевского".

Старинный Конинклайк Палейс, построенный в 1533 г. и отрес-таврированный в 1640 г. Питером Постом и Ван Кампеном, выглядит почти воздушной конструкцией перед конной статуей Вильгельма МОЛЛЯЛИВОГО, воздвигнутой в 1845 г. церковью Ниувекерке. Сегодня во дворце располагается Институт социальных исследований, а королева уже давно живет в тишине дворца Сусдайк рядом с Хилверсумом.

Совсем иной облик у Гроте Керк, или Синт Якобскерк, - протестантской церкви, построенной в готическом стиле в середине XV в.: она имеет самую большую в Голландии колокольню. Не менее величественно и Ауде Статхаус - здание, заложенное в 1565 г., отреставрированное и расширенное в начале XVIII в.

Наряду с памятниками прошлого в Гааге есть также замечательные современные сооружения, расположенные в северных кварталах города: это Плейн (1813 г.) - большая овальная плошадь, окруженная виллами и садами. В XIX в. был воздвигнут национальный памятник, представляющий персонифицированную Голландию в окружении аллегорических фигур и статуй голландских патриотов. Вредепалейс (Дворец мира), еще один современный памятник, построенный в 1907-1913 гг. в стиле старинной фламандской архитектуры, родился по инициативе царя Николая II, который выдвинул в 1898 г. идею созыва Всемирной конференции против войны. В этом похвальном предприятии с энтузиазмом участвовали все страны: королева Вильгельмина предоставила земельный участок, Германия поставила железные решетки, Испания - серебряные чернильницы, Франция - шпалеры. Наиболее практичным был вклад американского миллионера Эндрю Карнеги, давшего полтора миллиона долларов на строительство дворца. Из 216 проектов, представленных на конкурс, был выбран проект француза Кордонье; первый камень был заложен 30 июля 1907 г., а 28 августа 1913 г. состоялось официальное открытие. С 1922 г. во дворце размещается Международный суд, все еще находящийся в ожидании новой международной конференции, которая обезопасила бы народы от войны раз и навсегда.

Благодарная память голландского народа хранит образ Хендрика Виллема Месдаха, родившегося в 1831 г. в Гронингене. Будучи сыном банкира, он пошел сначала по стопам отца, а затем в 35 лет решил посвятить себя живописи, побуждаемый своей женой С. Ван Хаутен, также художницей. Оба уехали в Брюссель, где работали со многими мастерами, затем вернулись в Гаагу и в Схевенинген, где Месдах стал применять на практике уроки мастера Виллема Рулофса, обратившись к живописи на пленэре, этот прием нашел во французской барбизонской школе свое первое яркое воплощение. В период, когда Месдах писал и даже с известным успехом (он получил первую премию за свою марину), он начал одновременно коллекционировать картины, фарфор, изделия из серебра. Произведения искусства, собранные супругами Месдах в специально построенном для этого доме, были подарены государству с обязательным условием: ничего не прибавлять и не убавлять от коллекции. Тот факт, что Месдах собирал картины по своему личному вкусу, делает коллекцию уникальной в своем роде. Если она и не содержит выдающихся шедевров, то является живым свидетельством определенной общественной и культурной среды. Так, наряду с наиболее характерными произведениями своей эпохи Месдах собрал полотна художников голландской и французской натуралистической школы и предшественников импрессионизма: от Милле до Теодора Руссо и от Курбе до Добиньи.