Отрив

Отрив (Hauterives) расположен во Франции, департамент Drome des Collines (800 км от Парижа). Само по себе местечко ничем не примечательно, обыкновенный французский городок. Отрив стал известен благодаря появившемуся неподалеку необычному дворцу, который построил обычный почтальон по имени Фердинанд Шеваль.

Дворец (Le Palais Idéal du Facteur Cheval) представляет собой смесь разных стилей. Построен из цемента и каменей. Строение имеет потрясающе красивые и концептуальные фасады с различными фигурами, интересна отделка проходов и галерей. Сказать, что это сооружение необычно – не сказать ничего. Здесь соседствуют швейцарское шале, Индийский храм, средневековое шато и Белый дом. Здесь множественные фигурки людей и животных, представлена даже история Адама и Евы. Из камней и ракушек сделаны «люстры». Стоит отметить, что Фердинанд Шеваль был простым человеком, выходцем из крестьян и, разумеется, не имел никакого художественного, а уж тем более архитектурного, образования. Часто это творение рассматривают как неординарный пример наивного искусства в архитектуре.

Итак, Фердинанд Шеваль (Ferdinand Cheval), (1836г. - 1924г.) - французский почтальон. Каждый день он проходил около 30 километров, разнося почту по окрестностям и думая в это время самые разные мысли. И одной из его мыслей, которая потом реализовалась, была мечта о дворце. О неком идеальном дворце-замке, с гротами и пещерами, который бы объединял в себе все самое лучшее и интересное, чего достигла человеческая цивилизация.

Обратимся к его автобиографическому посланию, датированному 15 марта 1905 года, в котором он сам рассказывает о постройке дворца своей жизни. «…Пребывая в таком состоянии уже около пятнадцати лет, в тот самый момент, когда я мало-помалу стал отпускать свою мечту, не надеясь уже, что она увидит свет, мои ноги вновь напомнили о ней.

Я чуть было не упал, зацепившись за какое-то препятствие; мне захотелось узнать, что это было. Это был камень причудливой формы, который, удовлетворив любопытство, я положил к себе в карман. На следующий день, я вновь прошелся той стороной, нашел еще более красивые камни и, собрав их, остался этим очень доволен.

Эти камни, впитывая в себя силу времен, под воздействием воды и воздуха постепенно становились чем-то большим, нежели просто булыжниками. Каждый из них представлял из себя мини-скульптуру, странную и невозможную к воспроизведению человеком. И тогда я сказал себе: «Если сама природа творит скульптуры, я могу их сложить и превратить кладку в архитектурное творение. Вот моя мечта. За работу».

С того самого дня я стал ежедневно обходить овраги, холмы, пересохшие долины, словом - всюду, где можно было найти причудливые камни. Я начинал собирать их в обычный носовой платок, иногда отсеивая дюжину прочих, прежде чем взять один, подходящий мне. Так начинались мои похождения. Вскоре я стал носить уже корзину. Мой ежедневный маршрут почтальона составлял около тридцати километров, и к его завершению я часто нес за спиной наполненную камнями корзину весом сорок и более килограммов. К тому же на местах, где я находил камни, я собирал их в небольшие кучки, и вечером, взяв тачку, возвращался, чтобы забрать их. При этом иногда приходилось преодолевать более 10 километров. Я возвращался к двум-трем часам ночи.

Я не смог бы рассказать обо всех деталях, перипетиях и страданиях, что приходилось испытывать. Это заняло бы слишком много времени, да и мое образование не позволит мне сделать это качественно. Могу лишь сказать, что в таком режиме, и день и ночь, я тружусь уже на протяжении 26 лет, без передышки возводя мой дворец.»

Строительство дворца началось в 1879 году, закончилось – в 1912. На его стенах высечены многочисленные изречения и девизы Шеваля. Например, «1879-1912, 10000 дней, 93000 часов, 33 года тяжелого труда. Кто думает, что может лучше – пусть попробует».

Соседи считали его сумасшедшим. Но в процессе строительства Фердинанду Шевалю удалось привлечь к своему проекту внимание художника-сюрреалиста Андре Бретона и других. Они оказывали поддержку проекту.

Пусть вас не обманывает название "дворец" – это строение имеет размеры среднего дома. 26 метров в длину, 14 – в ширину в самом широком месте и от 8 до 10 м в высоту. Строение имеет 2 этажа. Жить в нем, разумеется, нельзя.

Почтальона местные жители называли чудаком, однако все больше и больше приезжих стали обращать внимание на его творение. Замок стал широко известным, им вдохновлялись такие представители культуры как Андре Бретон, Пикассо, Макс Эрнст и другие. Фердинанда Шеваля считают предвестником сюрреализма. В кассах этого музея есть макет, который очень близок к тому, что получилось потом у Антонио Гауди в его главном творении – Соборе Святого Семейства.

В 1969 году Андре Мальро, министр культуры, объявил о том, что дворец, как культурное достояние, взято под защиту государства.
Cheval's Palace открыт для посетителей каждый день, кроме Рождества и Нового Года.
На местном кладбище находится другое творение Фердинанда Шеваля «Гробница тишины и вечного сна», которую он собственноручно сооружал с 1914 по 1922 г, и в которой после своей смерти 19 августа 1924 года в возрасте 88 лет упокоился  рядом со своими близкими. Мир праху твоему, Фердинанд Шеваль!